Когда 25 лет назад я  переступила порог классной комнаты, в которой меня ожидали мои первые ученики, я не знала, что такое педагогическая философия, да и не было тогда в советской школе педагогики такого понятия. Прошло время, появился (какой никакой) опыт, я поняла, что самое главное, на чем может базироваться педагогическая философия – это любовь и доброта. Что может быть понятней доброты? Доброта и любовь, которые лежат в основе человеческих отношений, - что может быть прекраснее? Именно доброту и любовь, как рабочий инструмент, использую и я, работая со своими детьми.

 Главное на что направлены мои усилия в работе – это

1) сохранение и укрепление здоровья детей;

2)воспитание гармонично развитой личности;

3) заложить фундамент знаний, предусмотренный в

                   планах начальной школы.

     В соответствии с этими направлениями я попытаюсь представить свою педагогическую философию.                                                                                                                                                                       

Состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшей проблемой не только медико-социальной, но и педагогической. Эта проблема обостряется в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями. В различных исследовательских материалах делается вывод о том, что школа часто ухудшает, а не улучшает здоровье учащихся. За годы учёбы количество абсолютно здоровых детей сокращается в 4-5 раз, а увеличение учебной нагрузки приводит к дальнейшему ухудшению многих показателей здоровья. Более того, уровень здоровья первоклассников при поступлении в школу не превышает 12%. Таким образом, в современную школу приходит ребёнок с целым набором различных заболеваний. И здоровье детей – это самое важное и в жизни ребенка и в моей работе. Со мной согласен и министр образования Владимир Филиппов, который, выступая  на 3-м Всероссийском интернет-педсовете, отметил, что особое внимание в этом учебном году будет уделено здоровью детей.

Здоровье детей можно разделить на здоровье физическое и психическое.

     Бассейн, походы на природу, уроки физкультуры, дни здоровья, участие в районном туристическом слете «Тропа Берендея» - для детей моего класса самые любимые и вместе с тем полезные для здоровья мероприятия. Регулярно я стараюсь проводить на уроке не одну а несколько физкультминуток. Это позволяет детям отдохнуть от напряженного умственного труда. На переменах я часто организую подвижные игры, соревнования. Благодаря этому – дети меньше болеют (особенно связываю это с тем, что бассейн мы посещаем второй год), количество пропущенных уроков постоянно уменьшается. Улучшается не только здоровье, но и успеваемость.

Что касается психического здоровья, то среди разнообразных факторов, Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования выделяет особую группу негативных влияний – педагогический комплекс. Опасность их в том, что воздействия эти непрерывны, систематичны, длительны. Даже самые минимальные воздействия имеют способность накапливаться, действуя ежечасно и ежедневно. Наиболее значимый фактор риска – стрессовая тактика педагогических воздействий. В соответствии с рекомендациями и основываясь на собственном опыте, стараюсь избегать таких действий как: ограничение во времени ("гонки", работа под секундомер), выражение неудовлетворенности учениками (словами – "опять тебя все ждут", мимикой, интонацией...), сравнение с одноклассниками, неожиданные (внеплановые) "контрольные" (зачеты, тесты, соревнования)... Вообще, упреки в несостоятельности, унижения, создание неопределенности приводят к появлению нового источника заболеваний... Учеными замечено, что в классах с авторитарным, жестким педагогом заболеваемость выше (раза в три), чем в классах со спокойным, внимательным учителем.

     К сожалению, за то короткое время, которое мне отведено, невозможно охватить все аспекты  данной темы. Например, мною замечено, что дети из неблагополучных семей обычно отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстников из благополучных семей. Их здоровью стараюсь уделять особое внимание. И вообще индивидуальный подход здесь не менее важен, чем при обучении или воспитании.

     В рамках учебно-воспитательного процесса и во внеучебной деятельности стараюсь направить все усилия на сохранение и развитие здоровья школьников, чтобы наша система образования не являлась “ расхитителем здоровья россиян” как сказал академик В.Ф. Базарный. Главным направлением современной системы образования является: “обучать, воспитывать и развивать здоровье”.

Когда тебе 30-40 лет. Никто не спрашивает тебя, какие оценки ты приносил из школы, хорошо или плохо ты себя вел. На тебя смотрят и оценивают твои личные качества: теплоту, доброжелательность, чуткость, ум, таланты, смелость и решительность. Кто же такой «успешный человек»? Это тот кому в детстве помогли поверить в себя, свои силы и возможности его близкие люди – знакомые, родители, учителя.

 

     Воспитание – не менее широкая тема и проблема, чем здоровье детей. Нравственное воспитание, эстетическое, экологическое, трудовое и т.д. – на все учитель должен обратить внимание. За основу в воспитательной работе с детьми я взяла воспитание в детях самостоятельности, самоуважения, и уважения к окружающим.

    В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя как писал  великий педагог-психолог Л.С. Выготский  «должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. … Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. …А, значит, первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности».

   «…Ускользающий от нас секрет слова «самостоятельность» заключается в том, что самостоятельный – значит, свободный, а свобода зависит от важности и величины доступных нам жизненных выборов. Образованный свободнее грамотного потому, что у него больше выбора в жизни. Ему многое доступней. Но у него и больше ответственности за выбор, поступки его сильнее влияют на судьбу».

«…Для духовно развитого свобода – крылья, для неразвитого – бремя. Поскорее сбросить его с себя, взвалить на плечи другого! Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, мы ставим заглушку на источник самостоятельности и если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы…»

 

У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше помочь ему обрести это чувство, тем лучше. Я всегда стараюсь находить в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.

     Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым плохо должно стоять объяснение.

      Всегда даю понять ребенку, что от него хочу, а не только чего  не хочу.

      В сложной ситуации лучше запоминаешь то, что слышишь последним. Это последнее напутствие должно быть позитивным. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

    Я всегда стараюсь выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. Стремлюсь быть чистосердечной в своей оценке и щедрой на похвалу.  Главное -  любить детей, видеть и уважать в ребенке Человека.

 

     Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Нашим правилом всегда должно быть: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщать что-нибудь новое – вызвать ожидание нового. Только такое обучение может быть успешным. Другого обучения не существует.

 Важно чтобы интерес был направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, как он влияет и на все поведение детей.

 В первый класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, с разной подготовленностью. У каждого свой мир, очень разный подчас, а моя задача – войти в этот мир ничего не сломав, «увидеть» каждого ребенка и, главное, помочь ему быть успешным.

Непосредственность реакции, моментальный отклик на происходящее на уроке, неугомонность,  – вот те составляющие, которые помогают  достигать хороших результатов. Именно в начальных классах проявляются особые способности  детей . Большая, трудная задача: как развить эти способности дальше, поддержать интерес, дать задания на соответствующем уровне сложности. Но когда у такого ребенка ты видишь настоящий прогресс,  когда он демонстрирует свои успехи на разном уровне не только в классе, родной школе, на районной и областной олимпиаде, ты чувствуешь одновременно и радость и грусть. Радость - потому что не подвело твое чутье, а грусть - потому что скоро придется проститься, ведь дети так быстро растут.

     Целью обучения в начальной школе является  - заложить основы знаний по базовым предметам.

   Я придерживаюсь традиционных методов обучения. В то же время, стараюсь творчески подходить к изучению предметов, сейчас учителю предоставлена такая возможность. Я использую учебники педагогов-новаторов: Петерсона И.Г., Романовской З.И., Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Плешакова А.А. Каждый урок стараюсь разнообразить. Часто провожу интегрированные уроки : математика – труд, природоведение – чтение. Уроки проходят в форме: урок-путешествие, урок-игра. Поскольку любое творчество раскрепощает – игры незаменимы. Они оптимизируют любой образовательный процесс, так как и разряжают, и дают новый запас энергии. Например, повышают интерес детей к учебе нестандартные уроки: «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок», «Путешествие в страны Вообразилию и Сообразилию». На  этих уроках предусмотрены индивидуальные и групповые занятия как с учащимися, нуждающимися в коррекции знаний, так и с детьми с ярко выраженной академической одаренностью.

В обучении использую технические средства: видео (на уроках природоведения, рисования, русского языка), аудио (музыка, чтение),  компьютер (математика, русский язык, кружок «Компьютерный мир») 

Я считаю, что цель обучения в начальной школе заключается в том, чтобы, развивая интеллект и творческие способности ребенка, формируя его самосознание - вызвать потребность в саморазвитии и открыть пути для реализации этой потребности.

С тех пор, как я впервые вошла в класс многое изменилось: изменилась страна, в которой я живу; изменилась я сама; ко мне приходят ученики, сильно отличающиеся от тех моих первых учеников, но осталось самое главное – я иду на работу с удовольствием, с большим желанием и стараюсь, чтобы подобные чувства испытывали и ребята, идущие ко мне на урок.

Наверно я действительно счастливый человек, так как работа и радость для меня практически, вопреки всем правилам русского языка, однокоренные слова! И моя педагогическая философия – традиционность и в то же время изменчивость,  научная обоснованность, эмоциональность и установка на успех, любовь и доброта!!!

 

 

                                

Сайт создан в системе uCoz