Когда
25 лет назад я переступила порог
классной комнаты, в которой меня ожидали мои первые ученики, я не знала, что
такое педагогическая философия, да и не было тогда в советской школе педагогики
такого понятия. Прошло время, появился (какой никакой) опыт, я поняла, что
самое главное, на чем может базироваться педагогическая философия – это любовь
и доброта. Что может быть понятней доброты? Доброта и любовь, которые лежат в
основе человеческих отношений, - что может быть прекраснее? Именно доброту и
любовь, как рабочий инструмент, использую и я, работая со своими детьми.
1) сохранение и укрепление здоровья детей;
2)воспитание гармонично развитой личности;
3) заложить фундамент знаний, предусмотренный в
планах начальной школы.
В соответствии с этими направлениями я
попытаюсь представить свою педагогическую философию.
Состояние здоровья подрастающего
поколения является важнейшей проблемой не только медико-социальной, но и
педагогической. Эта проблема обостряется в настоящее время сложными
экономическими и экологическими условиями. В различных исследовательских
материалах делается вывод о том, что школа часто ухудшает, а не улучшает
здоровье учащихся. За годы учёбы количество абсолютно здоровых детей
сокращается в 4-5 раз, а увеличение учебной нагрузки приводит к дальнейшему
ухудшению многих показателей здоровья. Более того, уровень здоровья
первоклассников при поступлении в школу не превышает 12%. Таким образом, в
современную школу приходит ребёнок с целым набором различных заболеваний. И
здоровье детей – это самое важное и в жизни ребенка и в моей работе. Со мной
согласен и министр образования Владимир Филиппов, который, выступая на 3-м Всероссийском интернет-педсовете,
отметил, что особое внимание в этом учебном году будет уделено здоровью детей.
Здоровье детей можно
разделить на здоровье физическое и психическое.
Бассейн, походы на природу, уроки физкультуры, дни здоровья,
участие в районном туристическом слете «Тропа Берендея» - для детей моего
класса самые любимые и вместе с тем полезные для здоровья мероприятия.
Регулярно я стараюсь проводить на уроке не одну а несколько физкультминуток.
Это позволяет детям отдохнуть от напряженного умственного труда. На переменах я
часто организую подвижные игры, соревнования. Благодаря этому – дети меньше
болеют (особенно связываю это с тем, что бассейн мы посещаем второй год),
количество пропущенных уроков постоянно уменьшается. Улучшается не только
здоровье, но и успеваемость.
Что касается психического
здоровья, то среди разнообразных факторов, Институт возрастной физиологии
Российской Академии Образования выделяет особую группу негативных влияний –
педагогический комплекс. Опасность их в том, что воздействия эти непрерывны,
систематичны, длительны. Даже самые минимальные воздействия имеют способность
накапливаться, действуя ежечасно и ежедневно. Наиболее значимый фактор риска –
стрессовая тактика педагогических воздействий. В соответствии с рекомендациями
и основываясь на собственном опыте, стараюсь избегать таких действий как:
ограничение во времени ("гонки", работа под секундомер), выражение
неудовлетворенности учениками (словами – "опять тебя все ждут",
мимикой, интонацией...), сравнение с одноклассниками, неожиданные (внеплановые)
"контрольные" (зачеты, тесты, соревнования)... Вообще, упреки в
несостоятельности, унижения, создание неопределенности приводят к появлению
нового источника заболеваний... Учеными замечено, что в классах с авторитарным,
жестким педагогом заболеваемость выше (раза в три), чем в классах со спокойным,
внимательным учителем.
К сожалению, за то короткое время, которое мне отведено,
невозможно охватить все аспекты данной
темы. Например, мною замечено, что дети из неблагополучных семей обычно отстают
в физическом и психическом развитии от своих сверстников из благополучных
семей. Их здоровью стараюсь уделять особое внимание. И вообще индивидуальный
подход здесь не менее важен, чем при обучении или воспитании.
В рамках учебно-воспитательного процесса и во внеучебной
деятельности стараюсь направить все усилия на сохранение и развитие здоровья
школьников, чтобы наша система образования не являлась “ расхитителем здоровья
россиян” как сказал академик В.Ф. Базарный. Главным направлением современной
системы образования является: “обучать, воспитывать и развивать здоровье”.
Когда тебе 30-40 лет.
Никто не спрашивает тебя, какие оценки ты приносил из школы, хорошо или плохо
ты себя вел. На тебя смотрят и оценивают твои личные качества: теплоту,
доброжелательность, чуткость, ум, таланты, смелость и решительность. Кто же
такой «успешный человек»? Это тот кому в детстве помогли поверить в себя, свои
силы и возможности его близкие люди – знакомые, родители, учителя.
Воспитание – не менее широкая тема и проблема,
чем здоровье детей. Нравственное воспитание, эстетическое, экологическое,
трудовое и т.д. – на все учитель должен обратить внимание. За основу в
воспитательной работе с детьми я взяла воспитание в детях самостоятельности,
самоуважения, и уважения к окружающим.
В основу воспитательного процесса должна
быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя как
писал великий педагог-психолог Л.С.
Выготский «должно сводиться только к
тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. … Психологический закон
гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности,
заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее и что ребенок
будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять
его деятельность. …А, значит, первая цель воспитания, явная и бесспорная,
заключается в самостоятельности».
«…Ускользающий от нас секрет слова
«самостоятельность» заключается в том, что самостоятельный – значит, свободный,
а свобода зависит от важности и величины доступных нам жизненных выборов.
Образованный свободнее грамотного потому, что у него больше выбора в жизни. Ему
многое доступней. Но у него и больше ответственности за выбор, поступки его
сильнее влияют на судьбу».
«…Для
духовно развитого свобода – крылья, для неразвитого – бремя. Поскорее сбросить
его с себя, взвалить на плечи другого! Когда мы наказываем ребенка, мы не
усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы
берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и
нести ответственность, мы ставим заглушку на источник самостоятельности и если
мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые
боятся самостоятельности, боятся свободы…»
У ребенка,
уверенного в себе, все получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет
ребенка на успех, и чем раньше помочь ему обрести это чувство, тем лучше. Я
всегда стараюсь находить в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.
Если собрать воедино все замечания,
которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Критиковать
надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым плохо должно стоять
объяснение.
Всегда даю понять ребенку, что от него
хочу, а не только чего не хочу.
В сложной ситуации лучше запоминаешь то, что слышишь
последним. Это последнее напутствие должно быть позитивным. Мы часто хотим
сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его
собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится
заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его
ответы могут открыть такие способности ребенка, о которых мы раньше и не
подозревали.
Я всегда стараюсь выражать детям одобрение
по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. Стремлюсь быть
чистосердечной в своей оценке и щедрой на похвалу. Главное - любить детей,
видеть и уважать в ребенке Человека.
Всякое обучение возможно только тогда, когда оно
опирается на собственный интерес ребенка. Нашим правилом всегда должно быть:
прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать –
подготовить к действию, прежде чем сообщать что-нибудь новое – вызвать ожидание
нового. Только такое обучение может быть успешным. Другого обучения не
существует.
Важно чтобы интерес был направлен по линии самого изучаемого
предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний,
страха, желания угодить. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог
активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на
них таким же способом, как он влияет и на все поведение детей.
В первый класс приходят дети с разными
способностями и разным уровнем развития, с разной подготовленностью. У каждого
свой мир, очень разный подчас, а моя задача – войти в этот мир ничего не
сломав, «увидеть» каждого ребенка и, главное, помочь ему быть успешным.
Непосредственность реакции,
моментальный отклик на происходящее на уроке, неугомонность, – вот те составляющие, которые помогают достигать хороших результатов. Именно в
начальных классах проявляются особые способности детей . Большая, трудная задача: как развить эти способности дальше,
поддержать интерес, дать задания на соответствующем уровне сложности. Но когда
у такого ребенка ты видишь настоящий прогресс,
когда он демонстрирует свои успехи на разном уровне не только в классе,
родной школе, на районной и областной олимпиаде, ты чувствуешь одновременно и
радость и грусть. Радость - потому что не подвело твое чутье, а грусть - потому
что скоро придется проститься, ведь дети так быстро растут.
Целью обучения в начальной школе является - заложить основы знаний по базовым
предметам.
Я придерживаюсь традиционных методов обучения. В то же время,
стараюсь творчески подходить к изучению предметов, сейчас учителю предоставлена
такая возможность. Я использую учебники педагогов-новаторов: Петерсона И.Г.,
Романовской З.И., Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Плешакова А.А. Каждый урок
стараюсь разнообразить. Часто провожу интегрированные уроки : математика –
труд, природоведение – чтение. Уроки проходят в форме: урок-путешествие,
урок-игра. Поскольку любое творчество раскрепощает – игры незаменимы. Они
оптимизируют любой образовательный процесс, так как и разряжают, и дают новый
запас энергии. Например, повышают интерес детей к учебе нестандартные уроки:
«Необыкновенные приключения в городе Математических загадок», «Путешествие в
страны Вообразилию и Сообразилию». На
этих уроках предусмотрены индивидуальные и групповые занятия как с
учащимися, нуждающимися в коррекции знаний, так и с детьми с ярко выраженной
академической одаренностью.
В обучении использую технические средства: видео (на уроках
природоведения, рисования, русского языка), аудио (музыка, чтение), компьютер (математика, русский язык, кружок
«Компьютерный мир»)
Я
считаю, что цель обучения в начальной школе заключается в том, чтобы, развивая
интеллект и творческие способности ребенка, формируя его самосознание - вызвать
потребность в саморазвитии и открыть пути для реализации этой потребности.
С тех пор, как я впервые
вошла в класс многое изменилось: изменилась страна, в которой я живу;
изменилась я сама; ко мне приходят ученики, сильно отличающиеся от тех моих
первых учеников, но осталось самое главное – я иду на работу с удовольствием, с
большим желанием и стараюсь, чтобы подобные чувства испытывали и ребята, идущие
ко мне на урок.
Наверно я действительно
счастливый человек, так как работа и радость для меня практически, вопреки всем
правилам русского языка, однокоренные слова! И моя педагогическая философия –
традиционность и в то же время изменчивость,
научная обоснованность, эмоциональность и установка на успех, любовь и
доброта!!!